Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ)

Области применения

Области назначения нефтяных битумов весьма обширны:

  • дорожное строительство;
  • кровельная промышленность;
  • изоляция и гидроизоляция;
  • кабельная промышленность
  • резиновая и шинная промышленность;
  • аккумуляторы;
  • лаки и краски;
  • металлургия;
  • углебрикетное производство;
  • нефтедобывающая промышленность.

Применение в индивидуальном строительстве

Битум — самый распространенный материал для гидроизоляции в индивидуальном строительстве. Свою популярность, в том числе и при строительстве погреба своими руками, этот гидроизоляционный материал получил благодаря относительной простоте применения и низкой стоимости. При строительстве погребов и подвалов его используют для устройства оклеечной гидроизоляции и склейки полотнищ гидроизоляционных материалов.

https://youtube.com/watch?v=hODXvjwuqDw

Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение

Для доставки с последующим хранением в складских помещениях или на строящиеся объекты битума существует упаковочная тара, которая служит защитой от пыли и грязи, обеспечивает компактность расположения груза на транспортных средствах.

Применяются основные способы упаковки, такие как кловертейнеры, евробочки (металлические), биг-беги и крафт-мешки. Для транспортировки битума в состоянии готовом для применения используются битумовозы.

  • кловертейнер имеет форму куба. Поддон и крышка выполняются из фанеры, стенки из гильзового картона. Распаковка занимает пару минут при помощи болгарки.
  • металлическая евробочка проста в процессе использования тем, что крышка имеет металлический хомут. Нет необходимости в распаковке, достаточно открыть бочку, нагреть битум, отлить нужное количество и вновь закрыть. Сохранность качества обеспечивается за счет крышки с хомутом.
  • биг-бег – упаковка представляет собой универсальный полипропиленовый мешок, который может принять форму той тары, которая рассчитана под выгрузку погрузочными механизмами.
  • крафт – мешки – самая не практичная тара, как при транспортировке, так и при вскрытии упаковки.
  • битумовоз – автоцистерна с двойными стенками и наличием подогрева стенок. За счет подогрева битум не нуждается в длительном разогреве на строящихся объектах.

Для определения того, какой вид материала, его характеристика, характерные особенности хранения и транспортировки, объем или масса, номер партии и сертификация (при наличии) существует маркировка, информация, которая наносится на каждую товарную единицу.

Для битума нефтяного кровельного – это БНК, числа 40/180; 45/190; 90/30 в числителе температура, при которой битум становится мягким, а в знаменателе предполагаемая температура твердого состояния.

Обеспечение сохранности битумов нефтяных в таре производится с применением стеллажей или поддонов. При хранении в штабелях в закрытых складских помещениях, под навесами или на спланированных промышленных площадках с бетонированными или асфальтированными покрытиями, что обеспечивает их защищенность от воздействия солнечных лучей и осадков.

В случаях транспортировки битумов в твердом состоянии перевозка осуществляется на специально оборудованных разборных формах. Транспортировка продуктов из углеводородов требует обеспечения всех необходимых требований пожарной безопасности по причине самовоспламенения. Соблюдение элементарных правил безопасности исключает возможность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Использование битума

Как материал для строительства битум наделен отличными адгезионными и водоотталкивающими свойствами. Его использование позволяет создавать надежные прочные кровельные покрытия, коммуникации, гидроизолировать фундаменты и другие виды сооружений

Для того чтобы правильно определить назначение конкретного вида битума, важно ознакомиться с его качественными и составляющими характеристиками. Числовые показатели позволяют правильно выбирать и использовать битум по назначению, потому что битум может быть строительный, дорожный или для крыш

Помимо этого, битум может использоваться и в других целях. На его основе производятся суперпрочные герметики, которые используются для заделывания швов на аэродромных полях и взлетных полосах. Не обходится без битума промышленное и гражданское строительство, так как мастики, в составе которых содержатся полимерно-битумные ингредиенты, применяются для отделочных изоляционных работ.

Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ)

Битумная гидроизоляция плоской крыши

Этот материал лучше всего подходит для укрепления и гидроизоляции проемов в конструкциях. Резиново-битумные материалы применяются для покрытия мастичных кровель безрулонного типа. Битум нефтяного происхождения незаменим при большинстве видов кровельных работ.

Например, дорожный битум не может полноценно заменить кровельный или строительный, или наоборот

Пользователям всегда необходимо обращать на это внимание, несмотря на то, что визуально битум разных сортов практически идентичен

Битумы нефтяные строительные, кровельные (ГОСТ) практически не имеют срока годности, поэтому они могут прослужить очень длительное время, обеспечивая надежную защиту и уплотнение строительным конструкциям. Также битумные поверхности можно просто, легко и не дорого обновлять и ремонтировать.

ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Кровельные
нефтяные битумы принимают партиями. Партией считается любое количество битума,
однородного по своим качественным показателям и сопровождаемого одним
документом о качестве.

3.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517-85.

3.3. Массовую
долю воды изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 6 месяцев.

Растворимость в толуоле
или хлороформе и массовую долю парафина определяют периодически не реже одного
раза в 3 месяца.

При получении
неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит
испытания по данному показателю в приемо-сдаточные до получения положительных
результатов не менее чем на трех партиях подряд.

(Измененная
редакция, Изм. № 4, 5).

3.4. При
получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному
показателю по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробьют
удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний являются окончательными и
распространяются на всю партию.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1. Нефтяные кровельные битумы являются
горючими веществами с температурой вспышки не ниже 240 °С. Минимальная температура
самовоспламенения 300 °С по ГОСТ
12.1.044.

7.2. Нефтяные битумы
являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека
относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007. Пары расплавленного битума обладают умеренным раздражающим
действием на кожу и слизистую оболочку глаз и верхних дыхательных путей.
Кумулятивный эффект не выражен.

Популярные статьи  Пенопласт или пеноплекс: что лучше выбрать для утепления

7.3. Предельно
допустимая концентрация паров нефтяных битумов принята по алифатическим
углеводородам С1 — С10 (в пересчете на С) и составляет в
воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 по ГОСТ 12.1.005. Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют
хроматографическим методом.

7.4. Нефтяные битумы не образуют токсичных
соединений в воздушной среде и сточных водах в присутствии других веществ или
факторов.

7.5. Работающие с нефтяными битумами
должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты, согласно типовым
отраслевым нормам выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной
защиты: фильтрующими противогазами по ГОСТ
12.4.034, костюмами по ГОСТ
12.4.111 и ГОСТ 12.4.112, обувью по ГОСТ
12.4.032, рукавицами по ГОСТ
12.4.010 и защитными очками по ГОСТ
12.4.013*. Специальных требований к личной гигиене
не предъявляется.

_______

*
На территории Российской Федерации действует ГОСТ
Р 12.4.013-97.

7.6. При попадании разогретого нефтяного
битума на открытые участки кожи его необходимо охладить под струей воды, снять битум
с помощью вазелина и оказать пострадавшему помощь как при термических ожогах.

7.7. Помещение, в котором производят
работу с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

7.8. При загорании небольших количеств
битума тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары
тушить струей.

7.9. Отходы производства битума — газы
окисления — обезвреживают сжиганием в печи дожига.

Разд. 7. (Измененная редакция, Изм. №
5).

Описание материала

Битумы могут быть не столько естественными веществами природного происхождения, сколько и искусственными, что добывают при обработке продуктов нефтяной породы. Что касается естественных, то они по большей части распространены как отдельно взятые образования или добываются путем обработки горной породы. Кроме того, к ним относят дегтевые ресурсы, добывающиеся путем трансформации топлива в твердой породе, используя сложное и высокотехнологическое оборудование.

Как правило, можно определить ряд мастик или веществ, изготавливаемых на основе битумных материалов:

  1. Битумы. Данные материалы из нефтяных продуктов или смесей нефтяных или естественных битумов;
  2. Дегтевые. По большей части состоят из масел, мастик или пеков;
  3. Битумы смешанного вида. Продукты, которые добываются путем воздействия кислорода на нефтяные породы;
  4. Дегте-, битумнополимерные. Сплавы, в состав которых входят дегтевые вещества, полимеры и нефтяные битумы.

Фото строительно битума

Области применения и особенности эксплуатации

Битумные вещества и нефтяные элементы получили широчайшее распространение в строительстве и производстве стройматериалов. Что касается дегтевых продуктов, то их применение имеет несколько ограниченные рамки, поскольку они используются для изготовления различных химических продуктов.

Более того, сами дегтевые вещества и элементы, изготовленные с их использованием, быстро теряют свои эксплуатационные характеристики под влиянием различных внешних природных факторов, вроде воздействия кислорода, солнечных лучей или влажности.

Какие марки являются наиболее востребованными в отечественном строительстве

БД, то есть битум дорожный, подразумевает использование серии БНД 90 130 (речь идет о битуме нефтяном дорожном) и реже — БНД 60 90. Нефтяной битум также довольно распространен при выполнении дорожных работ и использует по большей мере БН 200 / 300 и БН 40 / 60. В подобной ситуации дробные показатели – это допустимые пределы коэффициентов пенетрации битума каждой конкретной марки.

Строительный битум разработан на основе следующих марок: БН 90 10, БН 70 30 и 50 50, где первое число — это число размягчения, а второе — усредненный коэффициент пенетрации. Также выделяют марки кровельного битума — БНК 45 и 190, 90 / 40 и 90 / 30.

Поскольку битумы в чистом виде слабо отвечают требованиям и показателям, которые необходимы для современного строительства, то на их основе изготавливаются различные полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) разного назначения.

В состав таких мастик входят не только продукты нефтяного битума, но и целый ряд всевозможных полимеров, добавок и пластификаторов. Подобные операции позволяют материалу существенно повысить уровень пластичности, гибкости и термостойкости.

Совершенно очевидно, что битум – это производная от переработки гудрона, которая имеет ряд преимуществ и недостатков. Главное их отличие в том, что битум обладает лучшими показателями эластичности, гибкости и износостойкости, а использование гудрона позволит вам добиться лучших термоизоляционных показателей.

Свойства и показатели битума

Показатель пластичности зависит от содержания маслянистых веществ, продолжительности воздействия механических нагрузок и температуры. У битумов нефтяных кровельных, ГОСТ по показателям пластичности определяется способностью материала растягиваться в тонкую нить на приборе, который называется дуктилометр. Испытание проводится при температуре нулевой и 25°C температуре. Длина нити в момент разрыва служит показателем пластичности битума.

Вязкость вещества отражает структурно-механическую основу материала. Данная характеристика является отражением композиционного состава и реакции на определенную температуру. При низких температурах показатель вязкости повышается, а при высоких – падает. На битумы нефтяные кровельные, ГОСТ метод испытаний твердых и вязких веществ, проверяют с помощью иглы.

Процесс монтажа битумного покрытия на крышу.

Ее проникновение вглубь материала при определенной нагрузке, температуре и времени погружения фиксируется пентаметром. Чем меньше глубина проникновения, тем выше данный показатель. Уровень вязкости жидких материалов определяется с помощью вискозиметра, когда исследуемое вещество протекает через отверстие прибора за определенный промежуток времени.

Температура размягчения определяется на приборе «шар и кольцо». Принцип исследования состоит в том, что битумный образец помещается на латунное круглое отверстие определенного диаметра и постепенно разогревается под равномерным давлением металлического шарика до момента прикасания к нижней планке прибора. Стандартная температура размягчения находится в пределах от 20 до 95°C.

Дополнительной характеристикой теплостойкости битумного материала является температура хрупкости. Данный показатель определяется моментом появления первой трещины на материале во время одновременного сгибания и охлаждения исследуемого материала.

Рулонный битум может использоваться для обустройства гидроизоляции деревянного пола. Температура воспламенения. При нагревании битума образуются пары, которые при контакте с открытым огнем воспламеняются. В ходе исследования на специальном приборе момент загорания паров характеризует степень его пожароопасности. Обычный показатель разогрева до момента воспламенения для твердых или вязких веществ находится за показателем в 200°C.

Для определения адгезивных свойств разработано много технологий, а также приборов. Наиболее доступным является визуальный метод. Для проверки не требуется сложных приспособлений.

На заметку! Важной особенностью битумных материалов является их свойство прилипать к любым поверхностям минерального или органического происхождения. Устройство современного дорожного покрытия не обходится без битума

Устройство современного дорожного покрытия не обходится без битума.

Битум приклеивается к поверхности гравия, после чего кипятится в воде. Если после завершения эксперимента пленка осталась в том же положении, показатель оценивается высшей оценкой по пятибалльной шкале. Неудовлетворительная оценка адгезивности ставится в том случае, если пленка совсем не держится на предмете в процессе кипячения.

Состав

В строительных битумах, которые используют для гидроизоляции и изготовления кровельных материалов, состав приблизительно одинаковый. Его составляют:

  • Углерод – около 80%;
  • Водород – приблизительно 15%;
  • Сера – 2…9%;
  • Кислород – до 5%;
  • Азот – до 2%.

Основные фракции внутри материала:

  1. Твердая часть – асфальтены – высокомолекулярные углеводороды, их дополняют парафины.
  2. Смолы тёмно-коричневого окраса, придающие битуму насыщенный цвет.
  3. Консистенцию в расплавленном состоянии обеспечивают масляные фракции углеводородов.

Разное сочетание компонентов определяет разные характеристики, например, плотность битума кг/м3 может быть от 100 до 1400, в зависимости от марки.

Нагрев битума для оптимальной производительности

Битум в своем естественном состоянии очень вязкий. Он настолько густой и липкий, что работать с ним не только сложно, но и не очень продуктивно. Для достижения оптимальной производительности битум необходимо тщательно нагревать с высокой точностью температурных значений, чтобы обеспечить продуктивные результаты. Вот несколько советов, которые могут помочь в процессе эффективного нагрева битума.

Избегайте воздействия воздуха:

Горячий битум не должен подвергаться воздействию воздуха. Если невозможно полностью исключить воздействие воздуха, то необходимо его минимизировать всеми возможными способами. Длительное воздействие окружающей воздушной среды негативно сказывается на адгезивных свойствах битума.

Избегайте воздействия воды:

Горячий битум также не должен подвергаться воздействию воды. В случае попадания влаги битум начнет пениться и это разрушит его основные свойства. Если каким-то образом небольшое количество воды смешается с горячим битумом, есть вероятность, что он сильно закипит и выльется из емкостей для хранения.

Контроль температуры:

Для оптимальной работы битум нужно нагревать до определенных температур и с точностью поддерживать их. Каждый тип и сорт битума имеет различные температурные рекомендации, и поэтому каждый из них должен нагреваться соответствующим образом. Битум теряет свои полезные свойства при охлаждении ниже рекомендуемой температуры или окислении из-за перегрева. Следовательно, рекомендуемая температура хранения должна поддерживаться при транспортировке, а затем и при смешивании материала с другими компонентами.

Избегайте загрязнения:

Никаких ненужных растворителей не следует добавлять в битум. Наименьшее загрязнение, особенно растворителями на нефтяной основе, может изменить физические свойства битума.

Требования безопасности

Битумы нефтяные кровельные для кровельной мастики относятся к четвертому классу опасности. Данный класс представляет малоопасные горючие вещества. Для них температура вспышки не ниже 240 градусов Цельсия. Возможно самовоспламенение при температуре 300 градусов Цельсия.

Для паров расплавленного битума характерно умеренное раздражающее действие на тело и слизистые верхних дыхательных путей и оболочку глаз.

Нефтяные битумы не токсичны как в воздухе, так и в водной среде.

Рабочие, занятые работами с битумом, обеспечиваются специальной одеждой, обувью и специальными приспособлениями для защиты органов дыхания и зрения:

  • специальная одежда – ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112;
  • специальная обувь – ГОСТ 12.4.032;
  • для защиты рук (рабочие рукавицы)  – ГОСТ 12.4.010;
  • противогазами со сменным фильтром – ГОСТ 12.4.034;
  • средствами защиты глаз – ГОСТ 12.4.013.

Попавший на тело рабочего битум требуется охладить проточной водой

Используя вазелин либо любой смягчающий крем, осторожно удалить с поврежденного участка тела частицы битума. Необходимо оказание первой помощи для пострадавших от термических ожогов

Рабочее место для проведения работ с битумом необходимо оборудовать вентиляционным оборудованием.

В случае возникновения пожара необходима локализация очага пожара с помощью пенной струи. Малые очаги возгорания локализуют при помощи огнетушителя ОВП, песка или кошмы.

Основные разновидности

В зависимости от типа используемого растворителя, выделяют два основных вида битумной мастики:

  1. С химическими растворителями. Такие материалы разбавляют быстро испаряющимися растворителями: бензином, уайт-спиритом и др.

  2. Водоэмульсионные. В таких составах растворителем является обыкновенная вода. Благодаря отсутствию токсичных химических добавок, эти материалы являются более экологичными и безопасными. Водоэмульсионная гидроизоляция не причиняет серьезного вреда окружающей среде и человеческому здоровью.
Популярные статьи  Нужна ли гидроизоляция фундамента если нет подвала: советы экспертов

Также мастики классифицируют по химическому составу основы:

  • минеральные — изделия могут содержать цемент, золу, мел и другие порошкообразные добавки;
  • битумно-эмульсионные — такие материалы представляют собой водяные растворы битумной пыли;
  • битумно-полимерные — в состав входит каучуковая крошка и полимерные связующие добавки.

Оценка материала

Природный или искусственный битум – это органическое связующее, обладающие огромным перечнем преимуществ, которые существенно преобладают над его недостатками. Популяризация его использования в строительстве, ремонте дорог и сфере кровельных работ наладило современное производство, которое на высокотехнологическом уровне получает различные смеси, мастики и битумы.

Если оценивать битум по пятибалльной системе, ему можно поставить твердую 4-ку. Данная оценка обусловлена только сложностями при транспортировке, которая требует специальных условий. Если исключить фактор транспортировки, битум (как строительный материал) однозначно заслуживает 5-ку, которая подтверждена его использованием в строительстве на протяжение многих веков.

И в завершение, предлагаем посмотреть видео о современных разработках в производстве битума, улучшающих его свойства:

Техника безопасности

При работе с горячим битумом необходимо проявлять большую осторожность во избежание ожогов. Для предотвращения несчастных случаев, необходимо помнить следующие требования техники безопасности:

  • битумы – вещества горючие с температурой вспышки 220-300 0С;
  • минимальная температура самовоспламенения строительных нефтяных битумов — 368 0С;
  • котел для разогрева (варки) битума устанавливают на выровненной свободной площадке;
  • при огневом подогреве котла необходимо следить, чтобы жидкий битум не попал в огонь. Для этого котел устанавливают с небольшим уклоном в сторону, противоположную топке;
  • в непосредственной близости от котла располагают ящик с песком, лопаты и огнетушитель;
  • при загорании небольшого количества битума, его тушат песком, пенным огнетушителем, кошмой. Приразвитии пожара разлитого на большой площади продукта, огонь тушат пенной струей;
  • в процессе варки битумных мастик соблюдают правила смешивания битумов разных марок: после закладки в котел, расплавления битума БН-Ш и прекращения образования пены можно добавлять битумы более высоких марок;
  • сухие куски битума опускают в варочный котел по борту котла, чтобы избежать брызг;
  • необходимо следить, чтобы в варочный котел не попадала вода, снег или лед;
  • в расплавленный битум нельзя добавлять битум третьей марки. Это может привести к большому пенообразованию, в результате чего содержимое котла выплеснется;
  • котел нельзя загружать более чем на две трети его объема;
  • при работе с горячим битумом и битумными мастиками необходимо надевать брезентовые рукавицы и костюмы, а также очки и кожаные ботинки.

Битум нефтяной строительный незаменим при устройстве гидроизоляции построенных своими руками погребов и подвалов. При покупке материала помните, что гарантийный срок хранения составляет один год с момента его производства.

Tweet

Share

{lang: ‘ru’}

Роль и применение битума в дорожно-строительной отрасли

Битум и продукты на его основе являются одним из ключевых компонентов современной дорожно-строительной отрасли. Работы по улучшению качества асфальтированных дорожных покрытий в значительной степени базируются на разработке и внедрении новых типов высококачественных дорожных битумов и полимербитумных материалов. Улучшение свойств битума (органического вяжущего) является одним из главных методов повышения качества асфальтобетонных смесей применяемых для асфальтирования дорог. В большинстве случаев под улучшением свойств битумного вяжущего подразумевают повышение его адгезионных свойств и повышение устойчивости к температурным колебаниям.

Нефтяные дорожные битумы (БНД)

Нефтяные дорожные битумы разделяются на вязкие и жидкие. Вязкий битум используется при производстве горячих асфальтобетонных смесей для асфальтирования и проведения других дорожных работ в теплое время года. Жидкий битум используется при производстве холодных асфальтобетонных смесей и в отличии от вязкого содержит растворители, которые испаряются на открытом воздухе переводя битумную массу в твердое состояние. Таким образом, жидкие битумы предназначены для удлинения сезона дорожно-строительных работ. Жидкие битумы получают смешением вязких битумов с дистиллятными фракциями-разжижителями (растворителями).

Основной функцией дорожного битума при производстве асфальтобетона, является связывание между собой частиц минерального материала, ослабление возникающих температурных и деформационных напряжений и равномерного смачивания и обволакивания частиц минерального материала. От качества битума используемого при подготовке асфальтобетонной смеси зависит качество и долговечность асфальтируемого покрытия. Помимо производства асфальтирующих смесей, нефтяной дорожный битум используется при производстве битумных эмульсий применяемых для подгрунтовки и поверхностной обработки конструктивных слоев дорожной одежды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: