Как прозвонить реле
Деталь подключают к рабочему компрессору, поочередно подсоединяют мультиметр к клеммам рабочей и пусковой обмотки, общему выходу. Чтобы полученные значения были достоверными, реле прозванивают только при температуре компрессора не выше 25 градусов. Первые 2 величины суммируют и сравнивают с третьей.
При величине сопротивления ниже 8-10 ОМ говорят о замыкании или межвитковом разрыве. Если прибор выдает показатель OL, это указывает на отсутствие напряжения в реле. Деталь следует заменить, так как ремонт чреват возгоранием агрегата или поломками других составных элементов.
Принцип работы пускового реле
Несмотря на большое количество запатентованных продуктов от различных производителей, схемы работы холодильников и принципы действия пусковых реле практически одинаковы. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.
Схема устройства и подключение к компрессору
Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую.
Другой вход (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:
- первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
- второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.
Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов. Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.
Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. На рисунке приведена схема подключения этого устройства в холодильнике Орск
Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор холодильника для понимания расположения проходных контактов.
Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:
- “S” – пусковая обмотка;
- “R” – рабочая обмотка;
- “C” – общий выход.
Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.
Замыкание контактов посредством индукционной катушки
Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.
В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток. В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.
При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается. Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.
На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка “верх”, которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести
Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.
Регулирование подачи тока позистором
Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора. Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.
В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.
По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи. Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.
Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют “таблеткой”
Конструкция пускозащитного реле
Пускозащитное реле напоминает внешним видом таблетку или неопределенной формы. Это такой маленький элемент, находящийся непосредственно возле черного бочкообразного корпуса компрессора. Не задумывались, почему такой цвет сажи выбран окраской сердца холодильника?
Ответ прост: черный поглощает тепло, но также хорошо и излучает. В какую сторону движется процесс, определяет направление перепада температур компрессора и окружающей среды. Когда мотор горячий, то черный корпус отдает тепло воздуху. Кроме того неподалеку присутствует вентилятор, создающий принудительное охлаждение компрессора.
Схема коммутации пускозащитного реле холодильника:
Два входа:
- Фаза 220 В.
- Земля.
Три выхода:
- Пусковая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
- Рабочая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
- Земля.
Обычно узнать, что и куда подключается, можно по цвету проводов
В любом случае ремонт следует проводить осторожно. Землю компрессора проще узнать, если соскоблить чуть-чуть краски с корпуса, прозвонить три контакта. Но этот метод оставляется напоследок, когда остальные не помогли
Но этот метод оставляется напоследок, когда остальные не помогли.
Индукционные пускозащитные реле ДХР крепятся на неподвижную раму и работают в паре с компрессорами ДХМ. После обозначения может идти цифра, которая одинакова у обоих устройств. Различие конструкций в рабочем напряжении и токах срабатывания и отпускания. Для ускорения разрыва цепи при перегреве за биметаллической пластиной расположен магнит. Если металл попадает в поле действия, то срабатывание системы ускоряется. Магнит служит и для того, чтобы удержать биметаллическую пластину с разомкнутым контактом чуть дольше, чем нужно для нормализации температуры. Это дополнительная защитная мера.
Индукционное реле компрессора холодильника РТП отличается тем, что может находиться и на проводе. Не обязательно крепить к раме. Работа ведется с компрессорами ДХМ 3 и 5. Отличие от ДХР в несколько меньшем токе срабатывания. Это позволит надежнее защитить компрессор. Ток отпускания такой же. Умельцы используют холодильные компрессоры, изготавливая аппараты высокого давления, ресиверы. Накачивают шины, используют пневматическое оборудование.
Прежде чем купить реле для холодильника, убедитесь, что изделие соответствует типу компрессора. Затем элемент необходимо правильно установить. Лучше брать именно ту марку, которая имелась до ремонта. Если реле холодильника Бирюса оснащена типом РТК, лучше такое и брать, несмотря на то, что для двигателя ДХМ подойдут также и РТП, и ДХР. Совместимость устройств помогут определить справочные таблицы. Указывают необходимые технические сведения.
«А зачем его проверять?» — спросит кто-то, прочитав заголовок. А проверить его нужно в случае, если ваш холодильник запускается с перебоями. Или не сразу. Или через раз. Или не запускается вообще. За эту функцию как раз и отвечает пусковое реле холодильника. И если ему пришел конец, то вам придется покупать новое пусковое реле для холодильника вашей модели. Поэтому прежде чем тратиться на обновку для вашего «продуктохранилища», стоит посмотреть, так ли всё плохо со старым. Специалисты компании ALM-zapchasti детально описывают последовательность диагностики пускового реле.
Принцип работы этого реле следующий. При падении температуры ниже требуемой контакты терморегулятора замыкаются, а реле получает команду запустить мотор-компрессор. На всё про всё обычно уходит две секунды. Если за две секунды мотор не запустился, срабатывает защита и ротор остается неподвижным.
Для начала посмотрите, не нарушено ли крепление. Реле должно быть зафиксировано строго вертикально — так, как указано на метке. Иначе сердечник не может втянуться быстро за те самые пару секунд и замкнуть контакт. Все в порядке? Значит, нужна диагностика пускового реле.
Причины и признаки, когда требуется замена пускового реле холодильника
Кроме четкой последовательности действий и соблюдения правил безопасности в ходе замены реле холодильника, следует провести точный подбор устройства, который должен соответствовать типу компрессора, марке и модели холодильника. Пусковой прибор бывает 3-х типов:
- в виде «таблетки», сделанной из вещества, что нагревается при повышении температуры;
- индукционный вид: под действием тока контакты размыкаются и замыкаются в электромагнитах;
- аппарат с биметаллическими пластинами: металлы имеют различный коэффициент теплового расширения, за счет чего, они, выгибаясь при подаче электричества, замыкают контакты.
Причины выхода из строя реле холодильника
- заклинило сердечник и подвижную контактную группу, которые перестали замыкать/размыкать сеть;
- нагревающая обмотка перегорела;
- потеряла упругость биметаллическая пружинная пластина;
- нарушена работа электроцепи бытового прибора.
Внешние признаки, когда требуется провести замену пускового реле холодильника
- компрессор в холодильном оборудовании не включается;
- мотор работает не более 10 минут, а затем — прекращает работу;
- слышен щелчок, и компрессор отключается сразу после запуска;
- пусковой прибор, по форме напоминающее таблетку, меняет положение, и слышится звук рассыпавшегося порошка;
- реле вибрирует, издавая звук дрожания (как правило, бывает, когда ослабли держатели);
- двигатель работает, не останавливаясь, хотя достигнут требуемый температурный режим в холодильной или морозильной камере;
- при визуальном осмотре видны следы обгорания контактов.
При этом, специалисты перед ремонтом и заменой реле в холодильнике (стоимость по данной услуге есть в прайсе) всегда проверяют компрессор: признаки дефектов в данных узлах очень похожи. Мастер измеряет сопротивление пусковой и рабочей обмоток двигателя, а также осматривает нет ли межвиткового замыкания. Если сопротивление в обмотках равно номиналу, значит требуется замена пускового реле холодильника.
Замену реле холодильника должны выполнять специалисты
Производители холодильного оборудования располагают пусковой механизм так, чтобы снять прибор не составило труда. Крепится он двумя способами: на неподвижную раму или соединяется с проводом. Прибор удерживается на заклепках или с помощью защелок, которые аккуратно отгибают отверткой. Как правило, пусковое устройство плотно зафиксировано на выходных контактах, поэтому при демонтаже его аккуратно снимают, соблюдая правила безопасности. Холодильное оборудование предварительно отключают от сети.
Если замену пускового реле холодильника выполняет опытный специалист, то процедура не займет много времени. Как правило, она проводится на месте эксплуатации оборудования после тщательной диагностики, которая, если клиент не отказывается от дальнейших ремонтных услуг мастера холодильного оборудования компании «Рехолд», выполняется бесплатно.
Самостоятельно выполнять замену реле холодильника не рекомендуется, чтобы не ставить под угрозу дальнейшую эксплуатацию оборудования. Мастера компании «Рехолд» обладают достаточными знаниями и опытом, имеют необходимое техническое оснащение, знакомы с особенностями построения электрической цепи в оборудовании, знают все нюансы корректной установки пускового реле в холодильниках разных производителей.
Как определить, что сломан именно термосенсор
Опишем, как проверить датчик температуры в холодильнике. Не стоит путать методы диагностики терморегулятора и сенсора: может быть сломано первое устройство, а второе быть исправным, и наоборот.
Советы, которые помогут определить, что сломан именно температурный сенсор:
- для вариантов с микроконтроллеров: замерить сопротивление электронного датчика (терморезистора) мультиметром. Значение должно совпасть с данными таблицы, показывающей зависимость номинала от t°. Способ не всегда подразумевает снятие датчика;
- нередко сам электромодуль сигнализирует о выходе из строя сенсора, выдавая звуковые сигналы, а при наличии табло коды ошибок;
для механических типов способов меньше, как и ниже степень конкретики их результатов:
- осмотр сильфонной трубки на предмет прорех, разгерметизации;
вынуть термостат, проверить мультиметром его цепь (может быть обрыв при рабочем сенсоре). Далее, продлить проводками его контакты, подключить в холодильник, вывести узел за шкаф, поместить трубку в холод/тепло и посмотреть, как будет работать.
Если холодильник не включается, то находят проводки термостата и замыкают их напрямую — узел можно не демонтировать. Если прибор заработает, значит, проблема в этом устройстве. Но данный способ не дает стопроцентной диагностики — может быть сломано именно термореле, а не датчик.
Часто всего ломаются терморезисторы испарителя — там среда и нагрузки более агрессивные (высокая влажность, постоянные значительные перепады температур).
Диагностика электронного датчика температуры (терморезистора)
Отдельно опишем, как проверить термодатчик на микроконтроллере для холодильника. Для примера возьмем холодильник Samsung Rb30j3200ef с датчиком DA32-10105q, снабженным термопарой (терморезистором) 502AT-2.
Находим в инструкции холодильника модель термопары, в сети — техописание для нее:
Поиск спецификации (specification, datasheet) обычно проводится по зарубежным источникам, в PDF файле техдокументации указаны все характеристики терморезистора. По таблице видим, что сопротивление составляет 5 кОм при +25° C, рабочий диапазон от −50 до +110° C.
Находим 502АТ-2 и смотрим остальные данные, сопоставляя с температурой:
Далее, смотрим по графику, как меняется сопротивление в процессе роста/понижения температуры. Чем она выше, тем ниже число Ом и наоборот.
Вынимаем и диагностируем электронный датчик
Снимаем крышку отсека:
Под крышкой:
Отсоединяем разъем термопары. Замеряем ее сопротивление при комнатной температуре: при +25° C надо, чтобы было 25 кОм. Если показатель другой, значит, есть поломка:
Если обнаружена поломка, надо вытащить и заменить термопару. Откручиваем 3 винта, снимаем всю заднюю большую панель:
Данное отверстие — воздховод, по которому холод идет в морозилку, здесь есть заслонка, она видна если перевернуть снятую крышку:
Если крышку разобрать, найдем термопару:
Термопара снимается, погружается в воду комнатной температуры (так среда будет стабильнее), мультиметр переводится на измерение сопротивления. Сравниваем значения с заводскими (есть в таблицах спецификации).
Добавляем нагретую жидкость и кипяток — сопротивление понижается.
Терморезистор исправен — показания отвечают графику и таблицам в «даташит». На практике нет смысла опускать термопару в воду, достаточно замерить сопротивление при наличной температуре, не вытаскивая из посадочного места (для наглядности повторим фото):
Схема термореле
Терморегулятор в холодильной установке играет роль устройства, поддерживающего работу в заданном температурном режиме путем периодического включения и отключения компрессора. На современном этапе применяется 2 вида термореле:
Механические устройства используются в старых холодильниках, а также у таких современных производителей, как Indesit, Stinol, Atlant.
Данное устройство манометрического вида. Сильфон и его трубка (запаянная гофрированная металлическая емкость) заполнены фреоном либо хлорметилом, находящимся в виде пара. Давление рабочей среды прямо пропорционально изменяется при изменении температуры. В конце трубки фреон находится в жидком состоянии и прижимается к испарителю.
При увеличении температурного показателя, возрастает давление сильфона на пружину, срабатывает рычаг, контакт замыкается. При уменьшении температуры все происходит наоборот. Режим размыкания контакта зависит от усилия пружины, которое регулируется ручкой управления.
Электронные термостаты используются в холодильниках таких производителей, как Samsung, Beko, LG.
Механические термореле в своей работе опираются на температуру в испарителе, а электронные собратья – на температуру воздуха в камере. Положительным моментом электронных моделей является возможность индикации температуры (то есть человек может визуально оценить работу термостата) и меньшая погрешность.
Регулятором температуры в данной схеме служит термодатчик LM335. Устройство является стабилитроном, чувствительным к изменениям температуры. Климат в камере холодильника регулируется переменным сопротивлением R4. При повышении температуры воздуха на выходе компаратора TLC271 появляется сигнал, открывающий транзистор KT3102, который запускает холодильник. Соответственно при понижении температуры, на выходе компаратора появляется ноль, компрессор выключается.
Схема пзр (пускозащитного реле) холодильника
Мы будем рассматривать установку компрессора на примере холодильников Атлант, однако адаптировать ее и применить на другом типе холодильников, проблем не составит.
Принцип действия достаточно прост, он широко применяется во многих устройствах, содержащих электродвигатель. Двигатель вращает коленвал, который располагается внутри корпуса. С каждым оборотом поршня приводится в движение поршень; получаются вращательно-поступательные движения. Это и заставляет газ проходить через клапан всасывания, после чего попадать в холодильную камеру.
Задача компоненты в том, чтобы запустить двигатель, благодаря которому и работает компрессор. Чтобы правильно подключить, следует сперва понять из чего узел состоит.
Пускозащитное реле состоит из таких компонентов как недвижимые и движимые контакты, сердечник и его штоки, нагревательные элементы и контакты.
Чтобы установка мотора прошла корректно, следует тщательно изучить работу пускового механизма.
Реле – основа, благодаря которой запускается мотор; именно это устройство выключает его в нужные моменты. Таким образом, оно «спасает» двигатель от перегрузок, заставляет его работать в более щадящем режиме, продлевая срок службы в десятки, а иногда даже в сотни раз.
Прежде, чем приступить к работе, советуем детально изучить схему подключения компрессора.
Для того, чтобы произвести замену (установку) компрессора нам понадобится тестер (мультиметр), компрессор и, конечно же, пусковое реле
Важно помнить, что запустить компрессор без прибора можно, однако это делается только ради проверки двигателя, в диагностических целях. Если вы хотите установить мотор, чтобы получить работающий полноценный холодильник, всегда следует подключать реле
Мультиметр следует выставить на килоомы (или Омы), после чего замерить сопротивление между обмотками конденсатора. Рабочей обмоткой будет то место, где сопротивление минимально. Именно это место следует подключать к сети 220 Вольт через реле.
Получаем реле, к которому подключено 4 провода: 2 идут от конденсатора, 2 непосредственно от вилки. После этого реле подключается к мотору и вилка включается в розетку.
Это позволяет протестировать компрессор: после подключения к сети, в одну трубку воздух должен всасываться, из другой, наоборот, выдуваться.
Часто так случается, что после подключения, двигатель не работает. Причиной, почти всегда, является клин. Чтобы избежать ее, бежать в сервис вовсе необязательно, можно произвести расклинивание самостоятельно.
Вам понадобится специальное устройство, которое состоит из двух диодов. Устройство нужно подключить к обмоткам мотора и дать кратковременное напряжение на несколько секунд. После этого, спустя 30 секунд повторить процедуру. Расклинивание происходит благодаря «раскачиванию» мотора – с частотой 50 Гц вал двигается в обе стороны, такие вибрации купируют клин полностью.
Ремонт двигателя холодильника
Двигатель холодильника, он же компрессор – важнейшая деталь, отвечающая за беспрерывную циркуляцию хладагента по трубопроводам. Принцип работы системы выглядит таким образом: из испарителя откачиваются пары нагретого фреона в конденсатор, где тот охлаждается, а тепло уходит в помещение. Охлажденный хладагент в жидком виде переходит в испаритель, охлаждая камеру. Процесс повторяется несколько раз, пока не будет достигнута необходимая температура. Затем двигатель останавливается. Компрессор в разных моделях может быть один, либо их возможно несколько.
При поломке двигателя холодильник просто не будет работать. Среди наиболее частых проблем с компрессором такие:
- Двигатель не запускается. Причиной этого могут быть как механические неполадки, например окисление контактов или перегорание компрессора, так и проблемы с электрическими частями, среди которых возможно перегорание обмотки двигателя. Точное заключение сможет дать наш мастер при диагностике, разобравшись с первопричиной.
- При работающем двигателе холодильник слишком сильно шумит, есть посторонние звуки. Это возможно при износе самого компрессора либо при нарушенном положении подвески кожуха компрессора или недостаточной вывертке его болтов.
- Двигатель работает без перерыва, и в камерах излишне морозит. Вероятно, причина в поломке термодатчика, либо это дефект самого компрессора.
- Двигатель перегревается без причины. Вероятнее всего, причина в термостате, вышедшем из строя.
Это дефекты, которые вы сами можете заметить в работе холодильника. Приступая к ремонту, наши мастера стараются избежать полной замены компрессора, если есть возможность его починить, что значительно снизит ваши затраты на ремонт двигателя без потери в качестве услуги и в дальнейшей работе холодильника.
Позвоните нам по телефонам: 8(495)99-11-33-8 или 8(985)99-11-33-8
Устройство пускозащитного реле
Рассмотрим конструкцию реле на примере «Таблетки». Интересующая нас деталь находится возле мотора-компрессора. Ее цвет черный, так как он лучше всех остальных оттенков впитывает тепло. Далее необходимо отметить две фазы (одна на 220 В, а другая для заземления) и, соответственно, два входа/выхода. В некоторых моделях холодильников предусмотрено три фазы (третьей считается фаза земли). Также имеется обмотка двигателя и непосредственно пусковая.
Подключить пусковое реле холодильника не сложно. Главное иметь определенные навыки, электрическую схему и инструкцию к холодильнику. Для облегчения работы мастерам и обычным пользователям провода уже окрашены. Просто при снятии старого реле нужно запомнить их расположение, а при установке нового вернуть их на место. Далее останется только подключить работоспособное устройство.
Но даже провода, оформленные каждый в свой цвет, не предотвратят возникшую неисправность. Вне зависимости от операции все движения должны быть аккуратными и плавными. Одним резким рывком реально вывести холодильник из строя насовсем. Перед тем, как начинать работать, следует проверить все контакты. Легче всего это сделать, сняв немного краски с корпуса, но так поступать нужно только в самом крайнем случае.
Диагностика компрессора
При сбое в работе компрессора в первую очередь необходимо проверить кабель. Если кабель исправен, то нужно исследовать сам компрессор. Для проверки компрессора нужно:
- Снять защитный кожух извлечь компрессор и отсоединить реле.
- С помощью тестера проверить сопротивление. Если между верхним и левым контактами сопротивление равно 20 Ом, между правым и верхним – 15 Ом, а между левым и правым – 30 Ом, то компрессор исправен. Если показания сопротивления отличаются от этих значений, то компрессор неисправен.
- Проверить сопротивление между проходными контактами и кожухом. Если мультиметр показывает обрыв, то агрегат исправен. Если прибор показывает какое-либо значение, то это говорит о серьезных неисправностях.
Также работу компрессора можно проверить с помощью манометра. Для этого манометр с помощью шланга нужно соединить с нагнетающим штуцером и измерить давление при включенном компрессоре. Если при этом значение давления составляет 6 атмосфер, то компрессор исправен.
Если электродвигатель работает, но необходимая температура в холодильнике не достигается, то причина заключается в утечке фреона. Здесь без помощи квалифицированного специалиста не обойтись.
Как проверить сопротивление?
Перед тем, как проводить самостоятельную диагностику компрессора холодильника, желательно провести проверку на пробой. Это нужно для того, чтобы не получить электротравму (внутренняя обмотка электродвигателя может давать напряжение на корпус). Эта ситуация может произойти с холодильниками старого образца.
Для проверки необходимо измерить сопротивление между корпусом и каждым из контактов. При этом, на корпусе нужно найти место, где отсутствует краска либо краску необходимо соскрести.
При проверке сопротивление на мультиметре должно показывать «бесконечность». Если прибор показывает какое-либо значение, то это говорит о неисправности электродвигателя и дальнейшая диагностика компрессора может иметь опасные последствия. В этом случае нужно действовать следующим образом:
- Снять крышку пускового реле.
- Отключить пусковое реле.
- Проверить сопротивление между контактами с помощью мультиметра или омметра. Сопротивление между контактами проверяется в такой последовательности: между двумя нижними, между нижним и верхним левым, а затем между нижним и верхним правым контактами. Полученные значения сопротивлений необходимо сверить со специальной таблицей, в которой показаны оптимальные значения сопротивлений для данной модели. Следует отметить, что сопротивление пусковой обмотки больше сопротивления рабочей. Хотя, у некоторых зарубежных моделей это не так. Если между какими-либо контактами сопротивление равно 0, то это говорит о неисправности компрессора.
Как проверить ток?
После проверки сопротивления желательно также проверить и ток. Для этого нужно подключить реле и включить в работу электродвигатель. При этом, нужно быть уверенным в исправности данного реле.
Для проверки тока лучше всего использовать мультиметр, имеющий клещи. Клещами нужно зажать один из сетевых проводов. Величина силы тока должна быть прямо пропорциональна мощности электродвигателя. Например, для электродвигателя мощностью 140 Вт сила тока должна быть равна 1,3 А.