Как работает кондиционер в автомобиле
По принципу работы кондиционер похож на обычный холодильник, хоть и их внутренне устройство заметно отличается. Главное различие только в конструкционной части, а в целом технологический процесс аналогичен с бытовым холодильником. Представляет собой она закрытую систему, по которой циркулирует фреон. Его нужно иногда менять, сделать это можно в специализированном автосервисе.
Когда нажимается кнопка активации кондиционера, то срабатывает электрическая муфта. Она при помощи прижимного диска состыковывает шкив и систему кондиционирования. Шкив непрерывно вращается, он приводится в движение ременной передачей от коленчатого вала.
Затем, когда состыковка прошла успешно, начинает работать компрессор, его функция заключается в сжатии фреона. Когда происходит сжатие хладагента, то он сильно разогревается и поступает в конденсор. Конденсор — это такой узел, который представляет собой радиатор, здесь горячие пары фреона остужаются с помощью вентилятора. Он обычно установлен на 1-ой скорости, когда автомобиль едет по трассе, то охлаждающий эффект значительно увеличивается.
Принцип работы автомобильного кондиционера
Если автомобиль будет стоять в пробке, то датчики смогут зафиксировать что продуктивность работы системы снизилась. И тогда блок управления переведет вентилятор конденсора на вторую скорость вращения.
Когда фреон перейдет в жидкое состояние, то дальше он уже будет перенаправляться в салон. Но перед этим хладагент попадет в специальный узел системы — испаритель. Тут вещество закипает и становится вновь паром, и во время этого процесса температура фреона сильно понижается.
Этот холод в дальнейшем и будет использован для охлаждения салона автомобиля. После этого холодные паре поступают на другой радиатор, в нем холод разгоняется вентилятором и попадает в салон машины. Далее хладагент опять поступаем в компрессор и этот цикл теплообмена повторяется.
Не все климатические устройства одинаково хороши
Нет единой системы климат-контроля, которая могла бы встречаться во всех автомобилях. Каждый производитель стремится создать своё, уникальное оборудование, которое будет дарить пользователю ещё больше комфорта и удовольствия.
Приятно, когда в автомобиле электронная система по-умному управляет заслонками. Особенно остро это ощущается в зимнее время, когда машине требуется тщательный прогрев. Ведь в первую очередь должны прогреться стёкла. В это время двигатель также прогревается. Когда он доходит до необходимой рабочей температуры, потоки воздуха направляются на ноги водителя и пассажиров. И только после этого нагретый воздух может направляться в лицо сидящих в автомобиле людей. В летнее время года охлаждённый воздух должен сразу направляться на пассажиров.
Сейчас взоры автолюбителей нацелены на системы климат-контроля, которые обладают возможности программирования — ACC. Очень удобно, когда в память электронной системы можно внести предпочтительные настройки относительно вентиляции, охлаждения и нагрева воздуха. Отпадает необходимость каждый раз выставлять параметры климатического режима.
Есть такие климатические системы, которые могут подстраиваться под индивидуальные параметры, которые могут устанавливаться для места водителя и пассажиров по отдельности. Установка датчиков для анализа погодных условий повышает эффективность работы климат-контроля и даже позволяет отключать забор воздуха с улицы при повышенных показателях загрязнённости атмосферы.
Особенности управления
Автомобильный кондиционер имеет простую систему управления, которая даже для неопытного пользователя не станет камнем преткновения. Для этого в автомобиле имеется панель управления со следующими элементами:
- кнопка для управления компрессором с аббревиатурой «А/С»;
- регулятор оборотов лопастей вентилятора;
- элемент управления с двумя зонами различной окраски (синяя и красная);
- распределитель воздушных потоков.
Всё это требует внимания со стороны пользователя, что приносит неудобство. Выпускаются и более современные системы управления для кондиционера. Они имеют электронный блок и жидкокристаллический дисплей. Но всё равно климат-контролем управлять лучше, проще и удобнее. Достаточно просто включить автоматический режим, выставить желаемую температуру и положиться на электронный блок управления.
Преимущества климат-контроля
Климат-контроль управляется электроникой, которая анализирует данные, поступающие с датчиков. Поэтому у пользователя нет необходимости следить за своими ощущениями и каждый раз менять режим работы климатического оборудования. Кроме этого, имеется ещё несколько моментов, за счёт которых выбор кондиционера теряет актуальность:
- моментальная реакция электронного блока управления на изменения атмосферных показателей;
- экономный расход топлива за счёт правильного отключения нагрева или охлаждения воздуха;
- выбор климат-контроля с раздельной схемой управления;
- правильный прогрев салона при минусовой температуре на улице.
Климат-контроль поддерживает температуру по всему салону автомобиля
Недостатки климат-контроля
Если для опытных водителей, которые успели сменить несколько машин и испробовать различное климатическое оборудование в действии, понятно какое из них лучше, то для новичков не всё так прозрачно и понятно. Можно сказать однозначно, что климат-контроль имеет существенные отличия перед другими системами и выигрывает в сравнительном анализе.
Но остаётся актуальным ценовой вопрос, который играет в пользу выбора кондиционера. Сложная конструкция предполагает дорогой и длительный ремонт. Если электронный блок работает нормально, то и климатическая обстановка внутри автомобиля будет благоприятной. При сбоях в ЭБУ и неправильном анализе данных с датчиков надеяться на адекватность климат-контроля надеяться не приходится. Кондиционер в этом плане является более надёжным оборудованием.
При анализе отзывов владельцев машины с климат-контролем выплывает ещё один недостаток этого оборудования. Часто в автомобиле ощущается температура, которая отличается от установленной. И это при полностью исправном климатоборудовании. В таких случаях автовладелец вынужден подбирать тот температурный режим, при котором ощущения будут максимально комфортными.
На работу климат-контроля влияет месторасположения датчика температуры. Если он расположен не очень удачно, то и данные будут поступать на ЭБУ искажённые.
Теперь вы знаете, в чём состоят отличия кондиционера и электронного климатического оборудования. Осталось сделать соответствующие выводы и купить автомобиль с соответствующей комплектацией.
Как правильно все установить?
Монтаж климатического оборудования также является ответственным моментом.
От качества выполненных работ зависит:
- Эффективность, корректность работы отдельных компонентов и системы в целом.
- Безопасность. Блок управления, датчики, другие комплектующие работают от электрической сети, что при неправильном монтаже может привести к печальным последствиям в виде вышедшего из строя дорогостоящего оборудования, поражения током и даже пожара.
- Эстетические свойства помещений. Если органы управления, другие элементы конструкции будут смотреться в помещении, как инородные предметы, – это значит, что работа выполнена некачественно.
Изначально необходимо определить, каким способом решить задачу по созданию комфорта.
Востребованным на сегодня сценарием является создание оптимального микроклимата с помощью управления радиаторами, теплыми полами, кондиционером. Для дистанционного управления достаточно установить приложение на свой гаджет
При этом создание системы климат-контроля может достигаться несколькими путями:
- Подключение радиаторов, теплых полов, кондиционера к одному контролеру. Этот способ управления микроклиматом наиболее простой, удобный и эффективный – пользователю придется только указать свои предпочтения и пользоваться благами. Но такой вариант создания системы наиболее затратный, так как используется много компонентов.
- Подключение перечисленных отопительных приборов к одному контроллеру, кондиционера к другому. Такой вариант является более надежным, чем вышеописанный, потому что в случае сбоя одного контроллера, второй сможет выполнять свои обязанности. При этом подключение кондиционера может быть оптимальным решением только, когда использование внешнего блока управления даст возможность расширить его функциональность.
- Подключение радиаторов, кондиционера к одному контроллеру, при этом кондиционер не подключается к каким-либо системам управления. Этот способ установки также надежен, как и предыдущий, кроме того, является самым доступным. Считается оптимальным, когда кондиционер оснащен эффективным внутренним блоком управления.
Причем часто выбирают менее затратный последний способ, в результате пользователю придется выполнить установку только отопительного оборудования.
Основой любой системы является контроллер, к которому подключаются все элементы конструкции. От правильности его выбора зависит корректность работы всех функций
Для чего придется приобрести комплект оборудования, включающий:
- контроллер;
- датчики температуры – один на каждое помещение;
- блок реле;
- сервоприводы – один на каждый радиатор, а для теплого пола такое же количество на каждую комнату, контур;
- электрошкаф с DIN-рейкой, которой может быть DR-30-12.
Кроме того, понадобятся силовые провода, витые пары.
Далее можно переходить к самой установке, предусматривающей выполнение следующих действий:
- Монтаж электрошкафа, на котором размещаются контроллер, блок реле.
- Монтаж сервоприводов. Они размещаются на гребенках управления теплоносителем или на каждом радиаторе.
- Все сервоприводы подключаются к силовому кабелю, а те в свою очередь к контроллеру.
- В каждом помещении (в центре) устанавливается термодатчик, затем он подключается к реле с помощью витой пары. Если будут использоваться беспроводные изделия, то необходимо будет установить шлюз приема данных.
После всего перечисленного выполняются проверочные и наладочные процедуры.
Выбираем кондиционер по площади
Итак, как же все таки как выбрать кондиционер для дома? Основной технический параметр кондиционера — мощность охлаждения. От этого параметра зависит эффективность работы. Неверный подбор мощности приведет к тому, что устройство не сможет поддерживать заданную температуру, будет работать без перерыва и преждевременно выйдет из строя.
На корпусе каждого кондиционера есть наклейка с технической информацией. В список параметров входит оптимальная мощность охлаждения (МО) — например, МО 0.9 (равно 2,5-2,6 кВт).
Оптимальная мощность используется для расчета требуемой мощности в зависимости от площади. Для расчета можно пользоваться упрощенной формулой, взяв за основу усредненную величину: 1 кВт мощности для охлаждения десяти кв. м площади. Для подбора кондиционера нужно разделить значение площади помещения на десять.
Полученный результат округляют до ближайшего целого числа. К примеру, разделив площадь комнаты 18 кв. м на десять, получаем МО 1,8 кВт. Сопоставив результат с маркировкой на кондиционере, получаем МО 0.7 (2 кВт). Устройства мощностью 2 кВт будет достаточно с запасом, чтобы охладить воздух в помещении площадью 18 кв. м со стандартной высотой потолка 2,5 метра.
После проведения первоначальных расчетов необходимо учесть еще ряд факторов, влияющих на нагрев воздуха в помещении
Специалисты обычно советуют принимать во внимание расположение комнаты на солнечной или затененной стороне, количество жильцов и единиц бытовой техники — телевизоров, компьютеров и других приборов
Каждый человек и бытовой прибор генерируют тепло. Специалисты называют этот параметр теплопритоком. Например, средний теплоприток компьютера обычно составляет 0,3 кВт. Один человек генерирует 0,1 кВт тепла.
Чтобы расчет с учетом теплопритоков был более точным, стоит воспользоваться онлайн-калькулятором на одном из сайтов производителей кондиционеров или усредненным коэффициентом запаса, равным 1,2. В случае комнаты площадью 18 кв. м и поправки на коэффициент 1,2 требуемая мощность составит 2,16 кВт.
Если комната расположена на затененной стороне, для нее достаточно будет устройства с МО 0.7. Если в окна в течение большей части дня попадают прямые солнечные лучи, стоит выбрать кондиционер большей мощности с маркировкой МО 0.9.
Рекомендации по выбору системы
Следует понимать то, что готовых комплексных решений на рынке нет, так как каждый отдельный случай является уникальным. И система управления комплектуется с учетом особенностей каждого помещения отдельно.
В результате правильным решением будет не поиск оборудования, а выбор компании-исполнителя.
Специалисты которой смогут:
- создать проект, согласно действующих стандартов;
- подобрать подходящее по параметрам оборудование, соответствующее даже стилю дизайна;
- выполнить монтаж системы, причем качественно.
Оптимальным решением считается приобретение и установка климат-контроля совместно с отопительным, вентиляционным и любым другим оборудованием, с которым он будет использоваться для обеспечения нужного микроклимата.
Причина в том, что далеко не все приборы и агрегаты совместимы и имеют внутренние блоки управления, на которые можно подать командный сигнал.
А в ряде случаев даже не предусмотрена возможность установки сервоклапанов и прочего оборудования, что гарантировано не позволит интегрировать отдельные элементы в целостную климатическую систему.
Следует понимать, что актуальные версии умных систем управления микроклиматом довольно дорогие, поэтому они станут оптимальным вариантом далеко не для всех. При этом не нужно пытаться найти выход с помощью покупки дешевого оборудования неизвестных производителей
Это же является еще одной причиной, чтобы начать процедуру выбора с поиска квалифицированных специалистов, способных разобраться в ситуации и составить проект, позволяющий приобрести все необходимое без денежных потерь.
Осложняет самостоятельный выбор компонентов климатической системы и то, что среди производителей, даже относящихся к группе лидирующих в сфере, много неизвестных.
А также сотрудники организации, занимающейся климатическими системами, единственные люди, которые смогут определить стоимость необходимого в конкретном случае оборудования, его монтажа, который тоже не из дешевых.
В любом случае климат-контроль обойдется дорого, так необходимый блок управления может стоить десятки тысяч рублей.
К примеру, в 15-25 тыс. рублей обойдется один датчик, измеряющий температуру, а их может понадобиться от нескольких штук до нескольких десятков, если площадь квартиры внушительная, а помещений много.
Что еще может «умный» термостат?
- Такие термостаты напомнят Вам о том, что уже пора чистить или заменить фильтр, заменить лампу стерилизатора воздуха или испарительную подушку увлажнителя.
- Отдельно задействовать систему увлажнения воздуха при необходимости.
- Автоматически переходить от отопления к охлаждению и наоборот.
- Автоматически по запрограммированному графику проветривать дом.
- Отключить тепловой насос, если температура на улице упала ниже его рабочей температуры и автоматически включить резервный источник тепла.
Но по-настоящему умные термостаты появились относительно недавно. Особенно преуспел в этом американский термостат «NEST», созданный выходцами из «Яблока». Он собирает информацию уже с нескольких датчиков температуры, сам измеряет влажность, следит за Вами и Вашими привычками, самообучается и начинает управлять климатом дома вместо Вас. Он открыт для общения, в том числе и через Wi-Fi и т.д. Сейчас к NESTу начали «подтягиваться» термостаты других компаний. Очень интересен последний «Ecobee» и умные термостаты компании «Honeywell».
Это интересно: Центральный замок: принцип работы
Важный совет
Кондиционер – техника нужная, но недешёвая. Многие люди хотят сэкономить на покупке сплит-систем, однако эти намерения не всегда оправданы.
Речь идёт о создании климата в квартире или доме с несколькими комнатами. Выходит, что в спальне кондиционирование нужно для хорошего сна, в общей комнате – потому что там проводят время все члены семьи, в кухне – чтобы не «угореть» во время готовки и приёма пищи.
Однако ставить сплит в каждой комнате – дорогое удовольствие. Среди ухищрений, на которые идут люди, на первом месте идёт размещение кондиционера в большой комнате или в коридоре, откуда, по замыслу хозяев, прохлада будет распространяться по всему жилищу.
Помимо установки нескольких отдельных сплит-систем, у хозяев есть и другой вариант – обустройство вентиляционных каналов, а затем установка канального кондиционера большой мощности. В совокупности с системой вентиляторов это могло бы обеспечить всё жилище воздухом нужной температуры.
Разбираемся в понятиях климатоборудования
Задача кондиционера состоит в том, чтобы охлаждать поток воздуха, который поступает в салон машины. Принцип работы прост, а само устройство неприхотливо, имеет даже некоторую схожесть с обычным холодильником (конечно же, не по внешним характеристикам). Водителю приходится регулировать желаемый уровень охлаждения воздуха в ручном режиме. Для этого меняется скорость вращения лопастей вентилятора. Если же требуется не охладить, а нагреть воздух в салоне, то на помощь приходит печка.
Совсем другое дело — это климат-контроль. В задачу этого устройства входит поддерживание того уровня температуры, который задаёт водитель. Управление осуществляется через специальный блок, который проводит сравнительный анализ реальных показателей температуры воздуха в салоне с заданными параметрами. В зависимости от результата блок управления активизирует подогрев или охлаждение, меняет скорость и направление воздушного потока. В современных моделях климатического автомобильного оборудования присутствует функция анализа интенсивности солнечного излучения и вычисления аэродинамическое давления, которое создаётся при скоростном движении.
Рекомендации по выбору системы
Следует понимать то, что готовых комплексных решений на рынке нет, так как каждый отдельный случай является уникальным. И система управления комплектуется с учетом особенностей каждого помещения отдельно.
В результате правильным решением будет не поиск оборудования, а выбор компании-исполнителя.
Специалисты которой смогут:
- создать проект, согласно действующих стандартов;
- подобрать подходящее по параметрам оборудование, соответствующее даже стилю дизайна;
- выполнить монтаж системы, причем качественно.
Оптимальным решением считается приобретение и установка климат-контроля совместно с отопительным, вентиляционным и любым другим оборудованием, с которым он будет использоваться для обеспечения нужного микроклимата.
Причина в том, что далеко не все приборы и агрегаты совместимы и имеют внутренние блоки управления, на которые можно подать командный сигнал.
А в ряде случаев даже не предусмотрена возможность установки сервоклапанов и прочего оборудования, что гарантировано не позволит интегрировать отдельные элементы в целостную климатическую систему.
Следует понимать, что актуальные версии умных систем управления микроклиматом довольно дорогие, поэтому они станут оптимальным вариантом далеко не для всех. При этом не нужно пытаться найти выход с помощью покупки дешевого оборудования неизвестных производителей
Это же является еще одной причиной, чтобы начать процедуру выбора с поиска квалифицированных специалистов, способных разобраться в ситуации и составить проект, позволяющий приобрести все необходимое без денежных потерь.
Осложняет самостоятельный выбор компонентов климатической системы и то, что среди производителей, даже относящихся к группе лидирующих в сфере, много неизвестных.
А также сотрудники организации, занимающейся климатическими системами, единственные люди, которые смогут определить стоимость необходимого в конкретном случае оборудования, его монтажа, который тоже не из дешевых.
В любом случае климат-контроль обойдется дорого, так необходимый блок управления может стоить десятки тысяч рублей.
К примеру, в 15-25 тыс. рублей обойдется один датчик, измеряющий температуру, а их может понадобиться от нескольких штук до нескольких десятков, если площадь квартиры внушительная, а помещений много.
Отклонения от режима AUTO
В большинстве случаев параметры, установленные в автоматическом режиме по умолчанию, являются оптимальными для водителя и всех находящихся в транспортном средстве пассажиров, независимо от времени года. Но в некоторых случаях может потребоваться корректировка стандартных значений режимов работы климатической системы, для чего и предназначены клавиши управления устройством. Внося подобные изменения, следует помнить, что они будут действовать и далее, то есть при каждом включении Климатроника он начинает работать в режиме AUTO с новыми пользовательскими установками.
Нажатие кнопок 11/12 позволяет регулировать скорость вращения вентилятора, то есть мощность потока воздуха, проникающего в салон. Визуально отследить текущую скорость работы вентилятора можно на дисплее с помощью пиктограммы 2.
Нажатие клавиши 1 позволяет добиться следующих результатов:
- отключить режимы рециркуляции и ECON;
- поддерживать в сухом состоянии лобовое и все четыре боковых стекла, препятствуя их запотеванию;
- увеличить эффективность избавления переднего стекла от наледи и запотевания (если, к примеру, в автомобиль сели новые пассажиры с мокрой или влажной одеждой).
Кнопка 10 отвечает за включение режима рециркуляции, который будет отображаться на дисплее загоранием пиктограммы 5. Для отключения режима рециркуляции достаточно нажать кнопку 1. Данный режим будет полезным, если движение автомобиля происходит по пыльной грунтовой дороге, или если на определённом участке движения снаружи имеются неприятные запахи (задымлённость, запах гари). Кроме того, использование режима рециркуляции поможет быстрее и эффективнее остудить (нагреть) воздух, поскольку в данном режиме он циркулирует по замкнутому контуру, быстрее нагреваясь или остужаясь.
Применение режима рециркуляции накладывает определённые ограничения на водителя и пассажиров – в частности, курить в этом случае крайне не рекомендуется, поскольку табачный запах осядет в испарителе Климатроника, и на протяжении достаточно длительного времени будет проникать в салон. Избавиться от него будет крайне сложно – во многих случаях бывает проще установить новый испаритель. Кнопки 13/14 позволяют изменять направление обдува. Допускается использование кнопок 1/13/14 одновременно и в разных комбинациях.
Кнопка 17 ответственна за отключение кондиционера. При работе в данном режиме климат–контроль осуществляет только подогрев воздуха, без его охлаждения. Это позволяет быстрее достигнуть заданного температурного показателя и по возможности поддерживать его без задействования кондиционера, то есть, экономя топливо. Кнопка 1 отключает режим ECON. Отметим, что при работе в экономном режиме температура внутри транспортного средства будет равной или выше забортной температуры.
Изменять температуру внутри салона можно с помощью кнопок 15/16. Имеется возможность включения одновременно режимов рециркуляции и экономного – для этого сначала нужно нажать кнопку 10, а затем нажатием клавиши 17 включить режим ECON. Принудительно выключить климат-контроль можно клавишей 11, которую нужно нажать и удерживать до тех пор, пока на дисплее в правом углу (там, где горит FUTO), не появится слово OFF. Производитель рекомендует выключать Климатроник в исключительных случаях (если, к примеру, обнаружены сбои в работе системы).
Отметим, что управление климат-контролем автомобиля Фольксваген Поло (как и других моделей с Климатроником) имеет следующую особенность: любые изменения режима работы климатической системы можно отменить, нажав кнопку 9. Но если вы что-либо поменяли, а затем выключили зажигание, вернуться к прежним параметрам уже не удастся – их придётся устанавливать вручную, а чтобы они запомнились – не менять их до остановки автомобиля и выключения зажигания. Многие автовладельцы на первых порах забывают об этой особенности.
Выводы и полезное видео по теме
Общие рекомендации по выбору бытового климатического оборудования:
Стоит ли покупать кондиционер?ассуждения специалиста на тему основных мифов и заблуждений, связанных с данной категорией техники:
Проведенный анализ показал, что лучшим вариантом климатической техники для квартир будут сплит-системы настенного типа. Если необходим удобный переносной вариант для дачи, стоит подумать над покупкой мобильных кондиционеров. Владельцам больших помещений площадью от 50 м² с навесными потолками советуют присмотреться к кассетным моделям.
Выбирая подходящую модель, учитывайте все детали и нюансы, изложенные в статье. Полезная информация поможет не ошибиться с выбором, приобрести качественную и надежную технику, которая оправдает ожидания и порадует продолжительной службой.
А чем вы руководствовались выбирая кондиционер для собственного дома? Какие факторы стали для вас решающими при выборе? На какой модели климатической техники вы остановили свой выбор? Расскажите об этом в блоке с комментариями под статьей.