Развитие строительства в 30-е года
Все изменилось в 30-х годах, когда первые пятилетки набрали обороты, и в стране появилось множество своих собственных молодых и одаренных специалистов-строителей. Приток рабочей силы в города все усиливается, и проблема жилья уже не позволяет этот вопрос игнорировать. По всей стране появляется множество проектных бюро и строительных трестов, в первых разрабатываются новые типовые проекты, во вторых осуществляется проверка и внедрение самых разных строительных технологий. Так, появились технологии каркасного и сборного строительства жилых домов, весьма кстати подоспела технология монолитного железобетонного строительства, которая позволила значительно повысить скорость возведения зданий.
Постепенно вырабатывается единый стандарт дешевой, но комфортной квартиры. Таким образом к концу 30-х годов количество построенного жилья возросло до 80 миллионов кв. м – это был своеобразный рекорд, столько жилья не строилось даже в индустриальной Америке. В каждом промышленном городе возникают целые жилищные кварталы, и даже районы, застроенные типовым жильем. Общая технология строительства с общим архитектурным стилем и унифицированным набором стройматериалов позволили значительно расширить государственную программу жилищного строительства. Мало того – в колхозах и совхозах также стали массово строиться целые поселки по типовым проектам, включающим жилые дома высотой до 3-х этажей.
1960-1980: БРЕЖНЕВСКАЯ ЭПОХА: БОЛЬШЕ КОМФОРТА
В течение этого периода больше внимания уделялось строительству высотных зданий, а также внедрению улучшенных жилищных структур. Появились квартиры с 1-5 изолированными комнатами, обеспечивающими жилье для разных семей. Кроме того, некоторые серии допускали гибкие макеты планировок.
В брежневскую эпоху строилось много высотных зданий
В конце 70-х годов в повестке дня жилищной политики была поставлена задача — восстановить и отремонтировать довоенный и ранний послевоенный жилищный фонд. Большую часть этих новых проектов составили отели и общежития. Однако жилищная проблема по-прежнему оставалась актуальной. В 1986 году, с целью решения этого серьезного вопроса, правительство приняло специальную программу под названием «Жилье-2000», но она никогда не была полностью реализована.
№ 1 — Поворот рек в Сибири
Поворот сибирских рек мог бы облегчить сельское хозяйство в засушливых районах
На самом деле, вопреки мнению многих, никто по-настоящему реки поворачивать вспять не собирался. Проект предполагал «перенос» двух рек (Оби и Иртыша), расположенных на сибирской территории, в районы, имеющие засушливый климат. Это позволило бы оказать большую помощь сельскому хозяйству. В разработке этой идеи принимали участие около 160 организаций СССР на протяжении 20 лет. Проект был признан самым грандиозным в ХХ веке среди многих других.
Для реализации сначала планировалось построить канал длиной 2,5 км, глубиной 15 м и 300 м шириной. Это первый этап. На втором этапе собирались менять течение Иртыша в обратную сторону, на 180 градусов. Это планировалось сделать за счет насосных установок, водохранилищ и гидроузлов.
Но здравый смысл восторжествовал: академики СССР, понимавшие, чем грозит природе реализация этого проекта, умудрились убедить власть страны отказаться от идеи повернуть реки вспять.
Реки, где планировалось вести работы
Как сибирским рекам планировали менять поток
Еще в 60-ых годах 19-го века существовал план по переброске нескольких сибирских рек в засушливые регионы тогдашней Российской империи. Впрочем, план принят не был, так как в его целесообразности и возможности выполнения очень сомневались. На том и сошлись, и о подобном проекте забыли практически на целое столетие. Забыли, чтобы в 1948-ом мимолетно вспомнить и снова отложить его в долгий ящик. Сталину он(план) не показался интересным и перспективным, ведь в то время вступала другая программа по изменению природы для борьбы с засухой.
Карта сибирских водных путей
Правда, в совершенно других регионах. Но, вскоре после смерти Сталина, об этом проекте снова заговорили, а в 1960-ых годах серьезно взялись за обсуждение реализации данной программы. В 68-ом Академия наук СССР получила госзаказ на разработку плана перераспределения стока различных сибирских рек. В итоге работы начали в 1971-ом году и были рассчитаны на 14-ть лет упорного труда.
В бой было брошено множество ресурсов. Так широко в прессе, как БАМ или Братскую ГЭС сей проект не освещали, но в научных кругах ним занимались очень обстоятельно. Задействовали более сотни научно-исследовательских институтов, множество министерств всесоюзного уровня и уровня республик.
Мнение эксперта
Иван Федорович Шварц
Аналитик и один из руководителей ветки внутренних исследований секретных дел при Комитете информации при Совете Министров СССР.
Использовали тысячи человеко-часов, затраченных на расчеты, прикладные научные исследования, составление топографических карт. И все это для того, чтобы под давлением общественной критики программу переброски стока сибирских вод официально закрыли в 86-ом году. Многие общественные деятели выступали против данных работ, называя их последствия катастрофическими не только для Советского Союза, но и для всего мирового сообщества. Впрочем, правительство СССР не очень то было и против, ведь реализация плана ложилась очень тяжелым грузом на бюджет страны.
В примерных подсчетах, сумма, которая требовалась для завершения “поворота рек”, составляла около 30-ти миллиардов рублей! Это было примерно 1/10 всех запланированных трат СССР на 86-ой год. А в стране еще начался кризис. Поэтому никто особо не жалел об окончании работ. Ну, кроме тех людей, которые года положили на разработку планов и вариантов оптимальной реализации программы. Ну, ничего, переживут.
Вне закона: общественная жизнь Средневековья
Повседневные мелкие насильственные акты были куда интереснее и изобретательнее, чем обычные городские стычки с мордобоем и поножовщиной. Речь пойдет скорее о действиях хулиганского характера. Торговцы часто обвешивали своих покупателей, крестьяне занимались браконьерством в угодьях своего сеньора, рубили лес и меняли границы земельного надела.
За такими хитрыми молодчиками следили специальные люди в имении господина. «Лесные сержанты» отлавливали разбойников и провинившихся крестьян и сурово наказывали деньгами или топором в зависимости от степени тяжести преступления.
«Воровская дорожка» имела более-менее нейтральные последствия для злоумышленников. На коллективный грабеж и разбой люди шли крайне редко: наказанием за подобное преступление была смертная казнь. А вот уличные кражи происходили постоянно, как это водится, в оживлённых местах.
Предумышленные убийства — достаточно редкое явление в Средневековье. Тем более христианская церковь открыто и жестоко осуждала подобные акты. Самые распространенные мотивы (банальная зависть, семейные дрязги и борьба за наследство) сдерживались юридическими документами той эпохи, договорами, основанными на финансовых соглашениях, и самым жестоким проявлением — кровной местью.
Для простолюдина применение силы с помощью оружия для защиты своих интересов, с точки зрения церкви, являлось противоправным. Только знатный человек имел право заносить меч над головой в любой подходящий момент. Это и ремесло, и признак статуса в сословном социуме. В осуществлении неправомерного насилия благородные люди не отставали от обычных мирян.
Это могли быть набеги небольшой группы всадников на близлежащие поместья соседей, которые заканчивались грабежом или расправой над хозяевами. Мотивы были вполне предсказуемыми: от желания позабавиться и раздобыть немного золотых до похищения дамы и мести за оскорбление чести.
В маршрутный лист такого предприятия входили налеты на деревенские дома и городские здания. Как водится, после подобного набега устраивались пирушки с обильным количеством пищи и выпивки. Зачастую не для того, чтобы отметить успех, а скорее для замирения с противником. Такие насильственные акции средневековой знати часто становились привычным и систематическим явлением.
Появление «Раубриттеров», или рыцарей-разбойников, на рубеже XIV-XV вв. в данном случае видится неслучайным. Проделки этих благородных налётчиков заставляли местные органы власти реагировать незамедлительно. Они брали в плен купцов, грабили крестьян, облагали своеобразной данью городские объединения, досаждали крупным аристократическим фамилиям. Образ «благородного разбойника» со временем был окрашен в радужные тона и хорошо подошёл нескольким историческим фигурам на волне неоромантизма.
Когда воду превратили в электричество
С началом эпохи индустриализации и первых пятилеток в СССР усиленно занялись вопросом по обеспечению электроэнергией больших населенных территорий. Все это входило в план электрификации Советского Союза, принятый на вооружение еще в 1920-ом году. Для его реализации было решено построить гидроэлектростанции на украинской части Днепра.
Постройка ГЭС на Днепре
После долгих споров и дискуссий, на которых также решалось, строить станцию самим или поручить работы иностранным специалистам был выбран компромиссный вариант — строим, в общем, сами, но и помощи со стороны чураться не будем. Торжественная закладка грандиозной постройки произошла 8-го ноября 1927-го года. В отличие от Беломорканала, на строительстве Днепрогэса не использовали заключенных, приоритет отдавали высококвалифицированным рабочим. Было много крестьян-сезонников, которые отрабатывали несколько месяцев и в начале августа возвращались на сбор урожая. Быт был ужасающим — не хватало еды, чистой посуды, одежды, жилья, в бараках больно кусались клопы, а единственным развлечением было распитие водки да танцульки в клубах неподалеку. Но постепенно жилищные условия улучшились, и на конец строительства, в 31-32-ых годах городки, в которых обитали рабочие, не стеснялись показывать иностранной прессе.
Последние работы по сооружению Днепровской ГЭС завершились в 32-ом году. Семнадцатого сентября состоялось торжественное открытие, на котором всем руководителей стройки и наиболее высокопоставленных иностранных специалистов наградили орденами Трудового Красного Знамени.
В дальнейшем Днепрогэс взрывали во время советско-немецкой войны, потом восстанавливали после ее окончания. Сейчас, по наличию финансирования, на станции проводят масштабные работы по модернизации оборудования.
«Днепрогес» в наше время
Следующая масштабная стройка гидроэлектростанции была начата практически через три десятилетия после закладки Днепрогэса — в 1952-ом году. Назвали ее Сталинградской, а потом переименовали в Волжскую. Решение о ее строительстве приняли на два года раньше, в августе 1950-го. Во время строительства было введено ряд инноваций, которых до того не знала мировая история. Всего на сооружение сего масштабного проекта ушло 9-ть лет, в эксплуатацию объект приняли осенью 61-го. Тогда же было решено переименовать ее в Волжскую ГЭС. В течение нескольких последующих лет она считалась самой большой станцией на воде как в Европе, так и в мире. Пока в работу не была введена другая аналогичная постройка, во все том же СССР.
Ей была Братская ГЭС, которая своей мощностью в итоге обеспечивали электроэнергией чуть ли не всю Сибирь! Работы по ее возведению начались в 1954-ом году, событие массово освещали в газетах и на радио. Как принято, всех желающих и заинтересованных в строительстве “великого будущего великой страны” созывали внести свою лепту в это самое “будущее”.
«Братская» ГЭС
Последний, так сказать, кирпичик был заложен спустя 13-ть лет, в 67-ом. На тот момент она была самой большой ГЭС в мире. Правда свое гордое звание хранила недолго — до 71-го. Вырабатывает электроэнергию ударными темпами и сейчас.
• Грандиозные проекты СССР, которые сейчас заброшены
Во времена Советского Союза было создано немало удивительных, грандиозных и очень масштабных вещей. Подобные суперпроекты можно считать настоящими Чудесами света своей эпохи, воплощением военной и научной мощи государства. Все они стоят до сих пор, пускай (по большей части) и были забыты. Впрочем, о большинстве подобных вещей рядовые граждане Союза никогда не знали, ведь они были строго засекречены.
1. РЛС «Дуга»
Вплоть до середины 1980-х годов данный объект оставался полностью секретным. «Дуга» — это советская загоризонтная радиолокационная станция, которая использовалась в комплексе систем раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. Интересно, что во время работы в эфире станция издавала характерный стук, за что американская разведка прозвала ее «Russian Woodpecker» («Русский дятел»).
2. Город Нефтяные Камни
Поселок городского типа, который был построен прямо в Каспийском море на металлических эстакадах. Появление города было обусловлено началом добычей нефти в этих местах. Построили комплекс в 1949 году, после чего он неоднократно разрастался. На воде были установлены добывающие и перерабатывающие установки, здесь же находились жилые дома, магазины, школы, больницы и все остальное, что необходимо для жизни людей. Сейчас здесь проживает около 2 тысяч человек.
3. Семипалатинский испытательный полигон
Первый и один из крупнейших ядерных полигонов Советского Союза. Первое испытание ядерной бомбы было проведено здесь 29 августа 1949 года. Создание комплекса было частью ядерной программы СССР. Место выбрали не просто так, а благодаря невероятно удачному рельефу, которые позволял проводить разнообразные подземные испытания в штольнях и скважинах.
4. Ускорительно-накопительный комплекс
В Советском Союзе мог быть свой собственный протонный коллайдер. Реализацией проекта занимался Институт физики высоких технологий. Комплекс начали строить в 1983 году в Подмосковье, однако уже в 1994 году его заморозили. Распад СССР и последующий экономический кризис не лучшим образом сказались на научной отрасли. На сегодняшний день инициатива почти закрыта из-за отсутствия финансирования.
5. Объект 825ГТС
База подводных лодок в Балаклаве, которая сегодня является «Музеем холодной войны». Создавалась для хранения, обслуживания и ремонта субмарин в условиях ядерной войны. Комплекс был построен с расчётом на то, чтобы выдерживать падение ядерной бомбы. Строили подземный комплекс на протяжении 8 лет с 1953 по 1961. Закрыта база подводных лодок была в 1993 году.
6. СПРН Дарьял-У
«Дарьял» — передовая на момент создания РЛС Советского Союза, которая использовалась в первую очередь для обнаружения (и последующего перехвата) баллистических ракет. Проект появился в 1964 году. Первую станцию сдали в эксплуатацию в 1984 году. Всего в оборонной инициативе предусматривалось создание 7 подобных комплексов. Как и многие другие подобные проекты, «Дарьял» похоронил распад СССР.
7.РЛС Лена-М
Еще один интересный проект советской РЛС, главной особенностью которого была возможность достаточно оперативного развертывания станции, при условии того, что Лена-М была вовсе не мобильной установкой. Разработана станция была в 1968 году.
Нравится? Жми:
После войны Сталин был готов возвести десятикилометровый тоннель в Японском море
Сахалин мечтали соединить с «большей землей» еще во времена существования Российской империи. Каждый раз проекты сворачивались из-за невозможности их реализовать за приемлемые средства. В 1950-м году, немного оправившись от разрушительных последствий Великой Отечественной войны, в Советском Союзе решили все же построить тоннель на Сахалин. Проект курировал лично генсек Иосиф Сталин. Специальная комиссия была отправлена на остров, и было принято решение – лучше всего будет соединить материк и остров подземным туннелем.
Реализация идеи осуществлялась под грифом секретности, и в официальных сводках здесь сооружалась железнодорожная ветка «Комсомольск-на- Амуре – Победино». В реальности у советского руководства были грандиозные планы возвести целую сеть подземных тоннелей, в том числе, с ложными направлениями. План работ был утвержден в сентябре 1950-го года, и все было готово к стройке.
Предполагалось, что протяженность железнодорожных путей составит триста двадцать семь километров, начиная от сахалинского мыса Погиби. Они должны были простираться от мыса Лазарева до станции «Селихин» недалеко от города Комсомольск-на-Амуре. Конечно же, по Японскому морю тоннель планировали проложить кратчайшим путем, и его длина составила бы десять километров.
Строительство свернули после кончины Сталина и амнистирования многих заключенных
«Мучения» продолжались на протяжении трех лет, а в 1953-м пришло трагическое известие о гибели Сталина. Это многое изменило, ведь сосланные на Сахалин по политическим мотивам заключенные были амнистированы и вернулись домой. А они составляли основную часть рабочих рук, занятых в строительстве тоннеля. В итоге удалось возвести сто двадцать километров железнодорожного полотна в материковой части страны, а вот на Сахалине работы так и не сдвинулись с места. Так что подземный тоннель так и остался нереализованной мечтой.
Работы были свернуты, а напоминанием о них стала одна-единственная шахта в земле, которой так и не суждено было соединить Сахалин с материком. На самом деле, в Советском Союзе планировали реализовать множество амбициозных проектов, но многие из них так и не были воплощены в реальность. В части из них советское руководство просто переоценило свои возможности, другие же были свернуты потому, что СССР канул в лету, а в России не стали довершать грандиозные стройки.
Лучшие архитекторы СССР
Советская архитектура в первой половине своей истории развивалась благодаря творчеству зодчих, учившихся и формировавшихся еще в имперские времена. После того, как это поколение ушло, наступает небольшой период затишья. Но вскоре вырастает новая плеяда архитекторов, которые несут новые идеи и новые задачи. К числу лучших зодчих СССР специалисты относят К. Мельникова, В. Татлина, А. Щусева. Эти конструктивисты составляют настоящую гордость нашей страны в мировой архитектуре. Также к числу лучших в отечественном зодчестве относятся Н. Ладовский, И. Рерберг, братья Веснины, А. Красовский. Большой вклад в формирование образа многих советских городов внесли И.В. Жолтовский, В.Н. Семенов, Н. Докучаев, Б. Иофан, В. Кринский. В советское время сформировались архитекторы, которым довелось преображать постсоветское пространство после перестройки. Среди них стоит упомянуть И. Уткина, А. Бродского, Ю. Григоряна.
Атомный взрыв на Луне
К 1958 году советским ученым порядком поднадоело раз за разом взрывать Семипалатинский полигон и Новую Землю, невыносимо хотелось острых ощущений без катастрофических последствий. Так появилась идея о проведении подрыва атомного заряда на поверхности Луны — благо, лунная программа набирала обороты, и доставка сомнительного груза на поверхность спутника Земли уже не казалась чем-то фантастическим.
Проект, получивший название Е-4, был предложен знаменитым физиком Яковом Зельдовичем и детально рассмотрен ЦК КПСС. Взрыв был бы прекрасной возможностью доказать всем, что советские аппараты достигли Луны, а также продемонстрировать моральное превосходство над США.
Несмотря на проведенные расчеты и созданный макет зонда, к 1960 году разработка проекта завершилась — сам Зельдович понял, что яркость взрыва может оказаться недостаточной для наблюдения с Земли. Также исследователи вполне закономерно испугались того, что запуск может пройти неудачно и заряд упадет на города СССР или, что еще хуже, на территорию какой-нибудь страны, входящей в НАТО.
№ 6 — Терра-3
«Терра-3» в СССР
В советское время много думали и о безопасности страны. В 60-е годы планировалось построить «Терра-3» — стрельбово-лазерный комплекс. Это проект системы противокосмической и противоракетной обороны, который имел бы поражающий элемент на лучевой основе.
Работы по строительству «Терра-3» велись с 60-х на Балхашском полигоне. Но в 70-е ученые выяснили, что мощности имеющихся лазеров просто не хватит, чтобы сбивать ракеты, и реализация проекта сошла на нет. Успели смонтировать систему наведения. Полностью все работы были прекращены после распада Союза, а в конце 90-х часть объектов была уничтожена. То, что осталось, перешло на баланс органов туризма, частично было разворовано, а руины посещают туристы.
То, что осталось от «Терра-3»
№ 4 — Дворец Советов
Дворец Советов в проекте
Проект был разработан в 30-е годы ХХ века, но до сих пор впечатляет своей грандиозностью. Дворец Советов обладает интересным внешним видом, но лишь на сохранившихся документах. Высота этого здания должна была составить 420 метров — 100 этажей. По планам Дворец должен был стать самым высоким в мире.
Интересно, что Дворец Советов даже начинали строить в 1937 году. Увы, проект так и не был реализован до конца. В 1941 году, в сентябре, стройка была остановлена из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Все строительные материалы для Дворца отправились на военные цели. После окончания ВОВ к дальнейшим работам было решено не возвращаться: слишком много ресурсов нужно было потратить на восстановление страны, и было не до недостроенных Дворцов.
Дворец Советов в газете
№ 2 — Главный Туркменский канал
Сейчас читают
Канал Туркменский
Еще один проект, который позволил бы спасти засушливые районы, но в Туркмении. Его реализация дала бы возможность увеличить площади посевов хлопка, а также организовать судоходство между Амударьей и Волгой. Длина запланированного канала — 1,2 км, глубина — 7 м, ширина — 100 м. Заодно создали бы и ирригационные каналы (около 10 тысяч км протяженностью в целом), 2000 единиц водоемов и сразу три ГЭС. Примерно 25% стока Амударьи хотели провести по высохшему руслу бывшей реки Узбоя.
Стройка началась в 1950 году. В ней участвовали и местные жители, и заключенные. Количество строителей в 1953 году достигло почти 7300 рабочих и 10 тысяч заключенных. Количество работающей на проекте техники измерялось тысячами единиц: например, самосвалов было около 5000. Огромное количество грузов, необходимых для реализации Туркменского канала, направлялось сюда со всего СССР.
К сожалению, строительство канала было остановлено после смерти Сталина. Инициатор прекращения работ — Берия. Затем определенные расчеты показали, что проект нерентабельный, и его вовсе закрыли. На момент полного окончания работ на строительство Туркменского канала уже было потрачено более 21 млрд рублей, в переводе на современные рубли — 2,73 трлн.
Туркменский канал на почтовой марке
«Бумажная» архитектура
В 80-х годах, когда официальная архитектура советского периода погружается в кризис, появляется этот необычный феномен. Молодые зодчие в то время не могли рассчитывать не только на реализацию своих идей, но даже на их признание. Поэтому они создавали проекты в бумаге, нередко отправляли их на разные зарубежные конкурсы и выигрывали призы. В этой области складывается целое поколение хороших архитекторов. Основоположниками движения являются А. Бродский, И. Уткин, М. Белов, Ю. Аввакумов, М. Харитонов. Архитекторы выработали собственный стиль подачи идеи. Так как они были уверены, что проекты не будут реализованы, они сосредоточивались на визуальной подаче концепции. В основном эти архитекторы вдохновлялись идеями античности, хотя и создавали часто футуристические проекты.
Ледяная регата
Самую чудную идею предложил, пожалуй, обычный житель Латвийской ССР Евгений Пасторс. В 1966 году он направил в Госплан воистину шизофренический проект. Суть была проста: колоть лед на огромные куски, прицепить их к мощным кораблям, и просто вывезти его в теплые южные моря. Всего за полгода (со скоростью 5 см/сек) он хотел расчистить прямоугольник 200×3000 километров, чего бы хватило для нормальной навигации торговых судов без привлечения ледоколов.
Но самым безумным было даже не это. Пасторс предлагал установить на отколотых льдинах грандиозные брезентовые паруса – в общей сложности не меньше миллиона квадратных километров. Все это, согласно его плану, экономило бы массу времени и денег. Кстати, объем последних автор определил всего в 50 миллионов рублей.
Завершался проект Пасторса словами: «…полученных экономических выгод было бы достаточно, чтобы немедленно ввести в нашей стране коммунистический строй».
Заключение
Советский Союз был большим государством с большими планами, большими амбициями и проектами. И силы они вкладывали соответствующие. Какие-то стройки, вроде “Магнитки” стоили затраченных усилий, хотя нельзя не отметить запредельную сложность работ и хаос царивший во время строительства объекта.
Мост на Байкало-Амурской магистрали
Другие же навсегда останутся в истории кровавыми памятниками большевистского режима, вроде Беломорканала или Байкал-Амурской магистрали, на которых положили свои жизни десятки, а то и сотни тысяч заключенных. Что ж, это СССР, страна контрастов, страна, которая могла в кратчайшие сроки сделать невозможное, но до конца своего существования так и не сумевшая решить базовые государственные вопросы, типа обеспечения населения бездефицитными товарами и возможностью реализовать свои возможности и таланты в условиях “железного занавеса” и социалистической экономики. Что ж, мир его праху. Мир всему, что кануло с ним в небытие.
https://youtube.com/watch?v=UQTjHgOYk6E